Суть процесса аранжировки

В чем заключается суть аранжировки (англ. arrangement)? Начинающие музыканты поначалу часто путают основные понятия и термины. Так, многие полагают, что аранжировка – это просто подбор инструментов и мелодических линий песни. Но это понятия ошибочное, а точнее – неполное.

Да, подбор инструментов, тембров, партий и мелодий – все это, безусловно, основная часть аранжировки. В предыдущих статьях мы делали основной упор именно на этих действиях аранжировщика, и делали это не случайно. В этом – основная суть аранжировки, ее главная составляющая. Однако, если бы все было так просто, хороших аранжировщиков было бы очень много, но сегодня хороший аранжировщик ценится на вес золота.

Хороший современный аранжировщик знает основы психоакустики и сведения. ТопЗвук

В чем же главная суть аранжировки? Суть в том, что аранжировщик должен обладать полным видением картины, представлением всей музыкальной композиции и концепции. Хороший аранжировщик должен примерно представлять, как будет звучать произведение после сведения. Он должен понимать, что такое сведение, в принципе. Только в этом случае он сможет грамотно подобрать тембры инструментов, чтобы те не конфликтовали друг с другом и оставляли пространство для вокала (для этого нужно разбираться, в том числе, в акустике).

Примеры наших аранжировок в стиле поп

TZ

Жанр: POP  Мужской вокал
Аранжировка песни: Пример №1  — Шамиль OSKAR — песня «Ночное Такси»

TZ

Жанр:  POP Женский вокал
Аранжировка песни: Пример №2  — Карина Барби —  песня «Anime»

TZ

Жанр:  POP  Мужской вокал
Аранжировка песни: Пример №3  — XStas — песня «НЕ НАДО»

TZ

Жанр:  POP  Женский вокал
Аранжировка песни: Пример №3  — Milana Lutikova — песня « You are my»

Советы по созданию аранжировки

1. Идея – это первое, что должно возникнуть в голове аранжировщика после прослушивания заготовки. Нужно полностью погрузиться в музыку, проникнуться словами и смысловой нагрузкой. Понять, где расставить акценты, как передать настроение музыкой в нужные моменты. Без полного, хотя бы примерного представления картины сложно двигаться дальше. Есть риск потратить много часов, но в итоге стереть все и начать заново.

2. Стиль. Нужно понимать, в каком стиле должна звучать песня. У каждого стиля есть свои особенности, благодаря которым мы их классифицируем. Это касается как темпа и ритма, так и используемых инструментов и тембров.

3. Определитесь с музыкальной основой. Решите, будет ли песня насыщена инструментами или в ней будет много пространства для вокала. Определите основную гармонию – так будет легче писать мелодические партии.

4. Научитесь играть на музыкальном инструменте. Умение играть на инструменте дает лучшее понимание того, как работает музыка и каково будет музыканту во время исполнения песни. Конечно, наиболее выигрышным вариантом является игра на фортепиано. Современные программы позволяют записывать любую мелодию на клавиатуре и затем задавать ей любой тембр и инструмент (хотя, конечно, для наилучшего звучания все-таки желательно использовать некоторые настоящие инструменты, а не их виртуальные аналоги).

5. Как мы писали выше, хороший современный аранжировщик знает основы психоакустики и сведения. Задача песни – понравится слушателю, то есть создать определенный психологический эффект, который вызовет у него удовольствие и заставит прослушивать ее снова и снова. Знание основ сведения облегчает работу звукорежиссеру, к которому песня попадет после того, как аранжировка будет готова. Знание психоакустики позволит сделать трек более качественным и приятным для прослушивания.

6. И последнее – эксперимент. Не забывайте, что аранжировщик – это профессия творческая, поэтому ограничиваться рамками не стоит. Пробуйте и еще раз пробуйте!