Суть процесса аранжировки

В чем заключается суть аранжировки (англ. arrangement)? Начинающие музыканты поначалу часто путают основные понятия и термины. Так, многие полагают, что аранжировка – это просто подбор инструментов и мелодических линий песни. Но это понятия ошибочное, а точнее – неполное.

Хороший современный аранжировщик знает основы психоакустики и сведения. ТопЗвук

Да, подбор инструментов, тембров, партий и мелодий – все это, безусловно, основная часть аранжировки. В предыдущих статьях мы делали основной упор именно на этих действиях аранжировщика, и делали это не случайно. В этом – основная суть аранжировки, ее главная составляющая. Однако, если бы все было так просто, хороших аранжировщиков было бы очень много, но сегодня хороший аранжировщик ценится на вес золота.

В чем же главная суть аранжировки? Суть в том, что аранжировщик должен обладать полным видением картины, представлением всей музыкальной композиции и концепции.

Хороший аранжировщик должен примерно представлять, как будет звучать произведение после сведения. Он должен понимать, что такое сведение, в принципе. Только в этом случае он сможет грамотно подобрать тембры инструментов, чтобы те не конфликтовали друг с другом и оставляли пространство для вокала (для этого нужно разбираться, в том числе, в акустике).

Примеры портфолио с аранжировкой (РОК, ПОП, РЭП)

TZ

Пример 1. РОК
Группа "Провода" - песня "Глубоко"

TZ

Пример 2. РОК
Группа "Hellya" - песня "Coco"

TZ

Пример 3. ПОП
Группа «The Produkt$» — песня «I Have a Dream»

TZ

Пример 4. ПОП
Песня «Цепляйся». Аранжировка под ключ

TZ

Пример 5. РЭП
Песня «Дай мне». Аранжировка + сведение

TZ

Пример 6. РЭП
Песня «Сорванец». Аранжировка + сведение

Советы по созданию аранжировки

1. Идея – это первое, что должно возникнуть в голове аранжировщика после прослушивания заготовки. Нужно полностью погрузиться в музыку, проникнуться словами и смысловой нагрузкой. Понять, где расставить акценты, как передать настроение музыкой в нужные моменты. Без полного, хотя бы примерного представления картины сложно двигаться дальше. Есть риск потратить много часов, но в итоге стереть все и начать заново.

2. Стиль. Нужно понимать, в каком стиле должна звучать песня. У каждого стиля есть свои особенности, благодаря которым мы их классифицируем. Это касается как темпа и ритма, так и используемых инструментов и тембров.

3. Определитесь с музыкальной основой. Решите, будет ли песня насыщена инструментами или в ней будет много пространства для вокала. Определите основную гармонию – так будет легче писать мелодические партии.

4. Научитесь играть на музыкальном инструменте. Умение играть на инструменте дает лучшее понимание того, как работает музыка и каково будет музыканту во время исполнения песни. Конечно, наиболее выигрышным вариантом является игра на фортепиано. Современные программы позволяют записывать любую мелодию на клавиатуре и затем задавать ей любой тембр и инструмент (хотя, конечно, для наилучшего звучания все-таки желательно использовать некоторые настоящие инструменты, а не их виртуальные аналоги).

5. Как мы писали выше, хороший современный аранжировщик знает основы психоакустики и сведения. Задача песни – понравится слушателю, то есть создать определенный психологический эффект, который вызовет у него удовольствие и заставит прослушивать ее снова и снова. Знание основ сведения облегчает работу звукорежиссеру, к которому песня попадет после того, как аранжировка будет готова. Знание психоакустики позволит сделать трек более качественным и приятным для прослушивания.

6. И последнее – эксперимент. Не забывайте, что аранжировщик – это профессия творческая, поэтому ограничиваться рамками не стоит. Пробуйте и еще раз пробуйте!