Полезная литература по аранжировке

Наверное, сегодня каждый, кто собирается заняться профессией аранжировщика (англ. arranger), желает сначала собрать максимум полезной информации в Интернете, прежде чем приступать к работе. И немудрено: хоть и интересное, но очень сложное дело под силу далеко не каждому. Прежде чем приступать к изучению, познакомьтесь с теорией и гармонией.

Если речь заходит об аранжировке, то прежде всего важно научиться различать это искусство от оркестровки. Допущение использования произвольных, самых разнообразных способов развития материала, выданного специалисту изначально – вот что отличает нашу профессию.ТопЗвук

Сегодня по этой теме в Интернете действительно малоценного, поэтому мы настоятельно рекомендуем для начала набраться смелости и зайти в родную городскую библиотеку. Скорее всего там еще остались достойные экземпляры старых издателей; в них вы сможете почерпнуть предостаточно информации об основах предмета.

Если вы напишите в поисковике выражение «литература по аранжировке», вам навряд ли сразу откроется много ценной информации.

Итак, разберемся с понятиями. Если речь заходит об аранжировке (буквально с французского arranger — устраивать или приводить в порядок), то прежде всего важно научиться различать это искусство от оркестровки. Допущение использования произвольных, самых разнообразных способов развития материала, выданного специалисту изначально – вот что отличает нашу профессию. Имеется ввиду работа над гармониией, подготовкой и адаптацией произведения. Также важно использование модуляций и транспозиции, добавление нового материала.

Далее следует изучить отличительные особенности в процессе сведения музыкальных произведений. Знаете ли вы, что такое гетерофония, бурдон? Насколько сложнее работать с трехголосием от двухголосия? Чем отличается метро-ритмические, фиоритурные и ладо-гармонические трудности. Да, хотя бы, что такое полифония? Эти и другие простые вопросы входят в азы науки.

Вы выбрали стиль, в котором хотели бы достичь небывалых высот? В любом случае, азы всегда начинаются с классики.

Примеры наших аранжировок в стиле поп

TZ

Жанр: POP  Мужской вокал
Аранжировка песни: Пример №1  — Шамиль OSKAR — песня «Ночное Такси»

TZ

Жанр:  POP Женский вокал
Аранжировка песни: Пример №2  — Карина Барби —  песня «Anime»

TZ

Жанр:  POP  Мужской вокал
Аранжировка песни: Пример №3  — XStas — песня «НЕ НАДО»

TZ

Жанр:  POP  Женский вокал
Аранжировка песни: Пример №3  — Milana Lutikova — песня « You are my»

Работа с народным творчеством

Очень хороший советский композитор Круглова Ю.Г. – на ее счету три сборника Обрядовой поэзии российской глубинки. Вообще советские авторы до сих пор очень уважаются лучшими отечественными композиторами, будет правильно, если мы перечислим здесь если не всех, то хотя бы основную часть этих великих трудоголиков прошедшего столетия. Это Истомин И.А., Бершадская Т.С., Алексеев Э.Е., Енговатова М.А., Владыкина-Бачинская Н.М., Кабанов А.С. и прочие. В их числе особенно выделяется труд Истомина – автор изучал мелодико-гармоническое строение классических песен нашей необъятной Родины, и его литература рекомендуется во всех музыкальных школах.

Некоторые учителя и педагоги рекомендуют истинным любителям народного искусства познакомиться с классическим произведением вековой давности – еще в 1904 году Линёв Е.Э. составил сборник великорусских песен.

После развала Советского Союза накопилось достаточно много хорошей и современной российской литературы. Среди современных популярных представителей стоит особо отметить Пашина О.А., труды Щурова В.М., Христофорову О.Б., Варенцова В.Г., Рыбакова А.А. Эти композиторы написали очень серьёзную литературу, посвященную именно отечественному русскому народному искусству.

Эстрада и джаз

Не предел Ваших мечтаний, быть в наше время народником, не так ли? Эстрадное искусство более популярно и, в большинстве случаев, интереснее.

Запомните эти фамилию, имя и отчество — Гаранян Георгий Арамович. А лучше сразу найдите и скачайте его труд, это лучшая литература по аранжировке эстрады. Этого человека уважают как преподаватели музыки, так студенты и профессионалы. Фундаментальная работа «Основы эстрадной и джазовой аранжировки» принесла автору всесоюзный почет и уважение. Книга издавалась появилась на свет в 1989 году.

Интересна история этой книжки. На самом деле, чтобы дойти до вашего внимания, понадобилось немало усилий как самого автора, так и его верных последователей.

Сам Георгий сдал труд в издательство «Музыка» еще в декабре 89 года, но вы знаете, какой тяжелый период переживала наша страна, и у издательства просто не было денег на ее издание. Таким образом, рукопись, которая, к сожалению, существовала только в одном экземпляре долго пролежала на полках издательства, прежде чем один работник тайно не продал работу человеку, назвавшемуся издателем. «Издатель» как оказалось на самом деле не собирался не печатать, не возвращать произведение назад к истинному владельцу. В такой сложной ситуации Георгий даже решил написать новый вариант, но здоровье помешало… К сожалению, учебник удалось вернуть только после ухода Георгия в мир иной.

В чём особая уникальность труда, почему он – лучший? Гаранян – настоящий мастак составлять оркестр «под ключ», умевший делать весь процесс от первой ноты и до бурных аплодисментов после завершения концерта. Его книга была не в тех руках целых 20 лет, прежде чем увидеть свет. За это время он создал знаменитые на всю страну ансамбли и биг-бенды, и сделал еще немало популярного, что у всех на слуху. Бесценные знания ему дала многолетняя дирижерская карьера. К сожалению, из-за отсутствия учебника на руках, Георгий не смог отразить все свои навыки в нем. Особенно Гаранян хотел успеть проработать раздел «Музыка и компьютер», скорее всего, он бы переделал главу полностью.

Хотя Георгий и был человеком старой закалки, в наше время он не «топтался на месте», напротив, очень эффективно менял технику, и если появлялось что-то новое, он без колебаний бросал старое ради повышения качества работы. Накопилось уже немало фильмов и спектаклей, где звучат созданные на «игрушках» и технических новинках эстрадные произведения. Гаранян предпочитал писать ноты сидя за компьютером, либо, наигрывать мелодию на синтезаторе, вгоняя туда их при помощи специальных программ, однако партитуры вручную писались у него гораздо быстрее.

Особо хочется выделить автора Д. Браславского. Многим специалистам, которых мы знаем теперь, очень помог именно этот старый добрый композитор. Его творение датируется аж 1974 годом… Изучал Браславский только эстрадную аранжировку для оркестров и ансамблей.

Все это хорошо, а что насчет метал-музыки

Книги конкретно про стиль метал, по крайней мере, в отечественной библиотеке встретить невозможно; лучшее, что вам предстоит найти – это главы в некоторых сборниках, посвященные игре в 2 гитары и интервалам, например в «Треш и спид метал» Троя Стетины и Тони Бартона. Шикарное произведение, посвященное современной тяжелой было издано только в 2004 году. На 68 страницах тщательно разобраны все особенности специфики исполнения риффов, особой гитарной ритмики металлистов. Вообще труд больше рассчитан на гитаристов, уже имеющих определённые навыки, но собирающихся осваивать стиль самостоятельно. Для тех, кому книга «Треш и спид метал» покажется слишком сложной, уже записаны и есть в Интернете целые специальные аудиошколы, посвященные Heavy Metal (такие материалы, а также видеошколы сейчас становятся очень популярными). Книжка — лучшая литература по аранжировке тяжелой музыки.

Искренне желаем успехов, дорогой читатель!