Учимся пользоваться микрофоном

Как пользоваться микрофоном (англ. microphone) — не такой уж редкий вопрос, как может показаться на первый взгляд. Казалось бы — что сложного в пользовании микрофоном? Нет ничего проще – бери, включай и пой (или же говори, в зависимости от рода деятельности). Но не так все однозначно. При неправильной работе выступающего с микрофоном можно получить широкий спектр разных неприятностей, в том числе — фидбэк, или так называемая «акустическая обратная связь» (характерный, весьма неприятный для слуха свист, как правило на одной частоте), плохая разборчивость, не в меру широкий динамический диапазон (отношение самого громкого звука к самому тихому) и много чего еще. Всё это, как не сложно догадаться, может крайне негативно сказаться на общем впечатлении от выступления.

Самая распространённая проблема – в перерывах между пением, во время поклонов вокалисты случайно, не придавая тому большого значения, опускают руку с микрофоном вниз — так, что он оказывается направленным прямиком в монитор. Это совершенно недопустимо!ТопЗвук

Что необходимо знать начинающему концертному звукорежиссёру, на что прежде всего обращать внимание, чтобы избежать подобных проблем или, по крайней мере, минимизировать их? Что нужно знать исполнителю? Как вести себя с микрофоном артисту/докладчику для того, чтобы его услышали и правильно поняли, чтобы информация дошла до адресата в том виде, в котором её хотят передать? В этой статье мы постараемся дать ответы на эти вопросы.

Как пользоваться микрофоном без ошибок

Начнем с т.н. «акустической обратной связи» (АОС) — очень распространенном явлении на концертах и репетициях.  Этот эффект называют по разному: «возбуждение микрофона», «свист», «заводка» — суть от этого не меняется. С этим неприятным явлением, так или иначе, сталкивались почти все, кому хоть раз приходилось держать в своих руках микрофон в концертном холле, клубе, конференц-зале или в любом другом месте с усилительной аппаратурой.

Откуда берётся АОС, с чем она связана? Тут, на самом деле, нет ничего такого сверхсложного: микрофон «ловит» звук акустических систем (мониторов), дальше сигнал проходит по всему усилительному тракту и вновь попадает в колонки. Таким образом, получается некий контур, замкнутый круг. Не бином Ньютона, согласитесь.

Эффект фидбэка намного усиливается в помещениях с хорошо отражающими звук поверхностями – пол, потолок, стены; даже части тела человека могут частично отражать звук — поэтому, например, настоятельно не рекомендуется без особых на то причин закрывать головку микрофона ладонью, или — тем более! — сжимать её «куполом»– в этом случае вероятность возникновения акустической обратной связи многократно возрастает. Некоторые исполнители намеренно проверяют потенциально возможную обратную связь заранее, перед началом выступления — при помощи коротких последовательных движений, постепенно все больше закрывая микрофон ладонью, зажимая его в «купол». Если при таких условиях не возникает никакого гула или свиста, то можно быть спокойным: при сохранении тех же настроек звука, что и в начале выступления, акустическая обратная связь не появится.

Примеры песен в стиле поп

Предлагаем Вашему вниманию некоторые примеры работ студии ТопЗвук:

TZ

Жанр: POP- Мужской голос
Запись песни: Пример №1 — группа «Виталий Басараб» — песня «Улетая навсегда»

TZ

Жанр: POP — Женский голос
Запись песни: Пример №2 — группа «Duet» — песня «Quando»

TZ

Жанр: POP — Женский голос
Запись песни: Пример №3- исполнитель «Карина Барби» — песня «Эх, колдовства бы»

TZ

Жанр: POP — Мужской голос
Запись песни: Пример №6 — исполнитель «MAX PLAIN & ROLLING MC» — песня «В такт»

АОС может не только основательно подпортить впечатление от всего мероприятия — это еще полбеды, — но и ощутимо оглушить зрителей и самого исполнителя, вплоть до повреждения органов слуха; к этому следует отнестись предельно серьёзно. Также всегда есть опасность выведения из строя части звуковоспроизводящей аппаратуры, поскольку АОС перегружает систему. Так как АОС бывает чаще на высоких частотах, то в большей степени в зоне риска находятся ВЧ-динамики – драйверы и твиттеры, «пищалки», ведь они совсем не рассчитаны на такую звуковую мощность, какая может возникнуть во время «самовозбуждения» звуковой цепи.

Конечно, далеко не всегда — и на том, как говорится, спасибо — эффект АОС проявляется на больших уровнях громкости, но и на малых уровнях это явление вполне способно доставить слушающим немалый дискомфорт. Пожалуй, в данном случае самый действенный способ (и наиболее часто применяемый) – резко понизить громкость микрофона фейдером на микшерном пульте (можно также воспользоваться регулятором gain/trim, резкое понижение чувствительности может быть еще эффективнее понижения уровня звука) и плавно вернуть обратно, но с небольшой поправкой, сделать немного тише, чем было на момент «заводки». Стандартная процедура, которая часто применяется на практике.

Разумеется, качество звуковоспроизводящего тракта (мониторов, микрофонов) напрямую влияет на ситуацию: чем он (тракт) более линеен, тем меньше риск возникновения обратной связи. Для того, чтобы предупредить эффект или хотя бы частично от него избавиться,  можно прибегнуть к помощи включенного последовательно в цепь между мониторным звукоусилительным оборудованием и пультом 31-полосного (третьоктавного) или же параметрического эквалайзера, вычленяя и понижая уровень «заводящихся» частот. Практически во всех технических райдерах артистов есть подобный эквалайзер. Есть также и специальные устройства подавления обратной связи, т.н. feedback destroyer/ killer, которые в определенной степени вырезают «заводящиеся» частоты. Однако профессионалы не очень-то любят прибегать к ним, предпочитая им классическую работу с эквалайзерами.

Особое (если не самое первое) место в возникновении АОС занимает старый как мир «человеческий фактор». Одна из самых частых ошибок артистов и докладчиков — направление микрофонов на акустическую систему: порталы, мониторы. Одно дело когда это докладчик, микрофон у которого практически неизменно стоит на стойке, и совсем другое дело — вокалист, который перемещается по сцене и постоянно изменяет положение микрофона относительно своего рта и акустических систем.

Ошибки при пользовании микрофоном

Самая распространённая проблема – в перерывах между пением, во время поклонов вокалисты случайно, не придавая тому большого значения, опускают руку с микрофоном вниз — так, что он оказывается направленным прямиком в монитор. Это совершенно недопустимо! В 70% подобных случае возникает обратная связь, которую почти что никакие технические средства не могут «обуздать»; более того, звукорежиссёр может попросту не успеть вовремя среагировать, выключить или хотя бы немного приглушить микрофон фейдером на пульте – в самом деле, невозможно же уследить и предугадать все движения артиста наперёд!

Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя направлять микрофон в сторону колонок. Если вокалисту или докладчику нужно пройти с радиомикрофоном со сцены «в народ» мимо АС, во время прохождения в непосредственной близости от порталов радиосистема должна быть заглушена или звукорежиссером на пульте, или же кнопкой на «on/off» на самом микрофоне. Если это не будет сделано, будьте уверены — последствия не заставят себя ждать.

Другая, ничуть не менее важная проблема, касающаяся исполнителей (артистов и докладчиков) — расстояние и угол между ртом и микрофоном. Вроде бы ничего такого особенно сложного, но зачастую именно неправильно выбранные угол и расстояние до исполнителя является источником дальнейших проблем. Весьма характерный пример: на праздновании 23 февраля перед призывниками должен был выступать военком. Ему в руки дали обычный радиомикрофон. Речь его была очень длинной, однако мало кто из присутствующих понял хоть что-то из неё, потому что военком махал этим микрофоном из стороны в сторону, так, что практически ни одно его слово до микрофона не дошло. Он был очень возбуждён и энергично жестикулировал, но… практически ни разу не поднёс микрофон ко рту! Ведущая мероприятия несколько раз подходила к нему, показывала «как надо», двигала его руку в правильном направлении – ничего не помогало… Легко можно представить себе, что вышло из такого «выступления». И это очень характерное поведение для многих начинающих, неопытных ораторов или артистов. Здесь нет никакой особенной науки: чтобы избежать таких проблем, надо всего лишь говорить и петь непосредственно в микрофон — и всё! Микрофон должен быть направлен на источник звука – рот человека.

Тут следует сделать некоторое уточнение. Существуют множество самых разных видом микрофонов, некоторые из которых допускают большое расстояние до источника звука – это так называемые конденсаторные «пушки». В данной статье мы не будем их рассматривать, так как это тема отдельного разговора: вокалистами в концертной практике они не используются, у них совсем иное предназначение. Поговорим о более распространённых типах — вокальных динамических микрофонах. Такие микрофоны разрабатываются с учётом специфики концертных требований: они не должны «ловить» ничего, кроме вокала — ни гитарные стэки, ни ударные, ни что либо еще. Именно по этой простой причине у них есть строгая направленность.

Когда микрофон находится в непосредственной близости от рта, выигрывают все – прежде всего, сам исполнитель, звукорежиссёр и, конечно же, слушатель. Когда микрофон близко к рту — источнику звука — гораздо лучше передаётся артикуляция, лучше разборчивость речи, лучше соотношение «полезной» и нежелательной информации, у звукорежиссера гораздо больше поле для творчества. Необходимо также учитывать, что тембральная окраска голоса сильно зависит от расстояния микрофона до рта. Это явление иногда называют «эффектом близости»: при сильном приближении источника звука, когда исполнитель вплотную подносит губы к головке микрофона, низких частот становится гораздо больше, нарушается соотношение частот внутри голосового тембра. Вокальные микрофоны разрабатываются производителями как раз-таки с учётом этого «эффекта близости», чтобы минимизировать частотное искажение голоса.

Высший пилотаж для артиста – это осознанный, грамотный выбор расстояния и угла между ртом и микрофоном в зависимости от громкости и характера вокала исполнителя. Чем более высокие ноты подаются в микрофон, тем они громче; соотношение громкости низких, средних и высоких нот можно регулировать расстоянием — то приближаясь, то отдаляясь от микрофона. Обратите внимание на то, как пользуются микрофоном опытные артисты на живых выступлениях: все высокие ноты поются на сравнительно большом расстоянии до микрофона, чтобы не создавать дисбаланс по громкости и не перегружать усилительный тракт. В такие моменты громкость голоса может быть очень большой, да ещё и меняющейся во времени, и исполнители специально решулируют расстояние, тем самым добиваясь максимально комфортного для слушателя динамического диапазона и тембра. Не следует также забывать, что отношение расстояния до микрофона с получаемой «на выходе» громкостью принципиально нелинейно. Это означает, что стоит нам лишь ненамного приблизив микрофон ко рту, как мы получаем весьма ощутимый прирост в громкости. Решить эту проблему, пожалуй, поможет лишь длительный опыт общения с разными микрофонами в разных условиях; лёгких и доступных, быстрых путей здесь, увы, нет и быть не может.

При достаточно громком пении близко к микрофону всегда есть некоторый риск получить искажения от самого микрофона, с которым ни компрессор в цепи, ни регулятор чувствительности просто не справятся, так как искажения эти возникли раньше. Чаще всего перегрузка возникает у дешевых радиосистем. В такой ситуации единственный выход — увеличение расстояния. Однако же стоит учитывать, что от увеличения расстояния довольно ощутимо меняется тембровая окраска голоса, и редко в лучшую сторону — по мере удаления от микрофона голос, как правило, становится менее ненатуральным, его даже иногда сложно узнать; сильно выбивается, начинает доминировать средняя часть голосового диапазона, вполне могут возникнуть неприятные физические ощущения ( то что называется «режет слух»). Тут уж вынужденно приходится искать компромиссные решения.

Разумеется, встречается и обратная проблема: случается, что голос вокалиста по природе своей тихий, или же тише звучат ноты в нижнем (обычно) регистре его вокального диапазона. Тихий голос очень часто встречается, например,  у девушек в переходном возрасте, которые, в большинстве своём, в этот период предпочитают использовать такую характерную «томную», негромкую интонацию — и при разговоре, и при пении, а также у детей (далеко, впрочем, не у всех, встречаются и весьма громкие голоса). Если голос тихий, приходится уменьшать расстояние до микрофона до предельно минимального и поднимать громкость на пульте до максимальной, пока не начинает появляться обратная связь (на грани, при очень большой чувствительности)… Очень характерно обращается с микрофоном Вячеслав Бутусов: часто поёт он тихо и его губы практически всегда касаются микрофона.

Есть еще один очень важный нюанс, который следует принять во внимание: т.к. все очень сильно отличаются друг от друга по тембральной окраске, диапазону, громкости и другим параметрам (сколько людей – столько разных голосов), желательно подобрать себе наиболее подходящую по всем характеристикам  модель микрофона. Сейчас это совершенно не проблема: в большинстве музыкальных магазинов или специализированных магазинах микрофонной техники можно опробовать столько разных моделей, сколько сочтете нужным. Ну и, конечно же, железное правило: нельзя ни в коем случае гоняться за дешевизной. Микрофоны для караоке следует сразу, окончательно и бесповоротно вычеркнуть из списка, так же как и всевозможные непонятные приборы неизвестного производителя. Признанные лидеры «микрофонного дела» из наиболее распространённых – AKG, Audio-Technica, Audix, Beyerdynamic, Electro-Voice, Sennheiser, Shure, однако же следует помнить, что сам по себе бренд, в отвлечении от конкретной модели, мало что значит: любая уважающая себя фирма старается представить на рынке самый широкий спектр своей продукции: от товаров бюджетных, «низкосортных» до топовых. Слушайте, сравнивайте и выбирайте то, что вам нравится!